Московский международный кинофестиваль открывается в четверг, хотя к 33 разу он перестал быть главным в стране кинособытием: в Петербурге одновременно стартует «Фестиваль фестивалей», а московские кинематографисты, не дожидаясь объявления призеров, собираются провести учредительный съезд «КиноСоюза».
Открытие
За шествием звезд по ковровой дорожке перед кинотеатром «Пушкинский», которая на сей раз будет зеленого цвета, последует мировая премьера третьих «Трансформеров», куда приедут режиссер, Майкл Бэй, и вся его команда — Шайя ЛаБеф, Джош Дюамель, Джон Малкович, Патрик Дэмпси и Рози Хантингтон-Уайтли. По мнению программного директора ММКФ Кирилла Разлогова, это статусное событие: ММКФ, вместе с российским кинорынком, отблагодарившим Джонни Деппа за приезд в Москву рекордными сборами четвертых «Пиратов Карибского моря», «подрос» до масштабных голливудских проектов.
Конкурс
За Золотых и Серебряных Георгиев будут бороться 17 картин, среди которых российских — только две: «Шапито-шоу», четыре хитро сплетенных новеллы про крымский отдых с участием Петра Мамонова, снятые авторами «Пыли», Сергеем Лобаном и Мариной Потаповой, и «Сердца бумеранг» Николая Хомерики, чьи предыдущие фильмы участвовали в каннском «Особом взгляде». «Сердца бумеранг» — черно-белая история про 23-летнего помощника машиниста метро, который из-за болезни сердца может умереть в любой момент.
Среди прочих конкурсантов есть несколько испаноязычных и итальянских лент (перекрестные года обязывают), а также, в качестве дани фестивальной моде, — два фильма из Азии: гонконгский детектив с расчлененкой «Месть. История любви» (Fuk sau che chi sei) Вонга Чинга По и «Открытка» (Ichimai no hagaki) 99-летнего японского классика Канэто Синдо, уроженца Хиросимы и трехкратного лауреата ММКФ (в 1961 году победил его «Голый остров», в 1971 году — «Сегодня жить, умереть завтра», в 1999-м — «Жажда жизни»). Теперь Синдо представляет прошлогоднюю ленту о крестьянине, погибающем во время Второй мировой, и тяжкой судьбе его вдовы.
Однако основной массив участников — из Восточной Европы, причем сюжеты фильмов подчеркнуто рифмуются. Например, «Кеды» (Kecove) двух болгарских дебютантов, Ивана Владимирова и Валерия Йорданова, — как и «Шапито», новеллы про молодых людей, которые отправляются на море, но только здесь историй не четыре, а шесть.
Венгерское «Возвращение» (Visszateres) Юдит Элек — про семилетнюю еврейскую девочку, чудом избежавшую Освенцима, выросшую в Швеции и в психотерапевтических целях совершающую визит на родину, — перекликается, с одной стороны, с «Волнами» (Las Olas) испанского дебютанта Альберто Мораиса, где главный герой в поисках душевного покоя возвращается в приграничный городок, откуда в детстве бежал во время гражданской войны, и с «Иоанной» (Joanna) начинавшего в семидесятые польского драматурга и режиссера Феликса Фалька, где восьмилетняя Роза, увернувшись от гестаповцев в варшавском гетто, попадает к женщине средних лет, ждущей мужа с фронта и не очень-то готовой идти на риск.
Немец Кристоф Штарк экранизировал историю кровосмесительной любви великого австрийского поэта Георга Тракля и его родной сестры Маргариты, названную романтически: «Душе не место на Земле» (Es ist die Seele ein Fremdes auf Erden). У Жана-Марка-Барра, который играл у фон Триера в «Рассекая волны», «Танцующей в темноте» и «Догвилле», а затем вместе с Паскалем Арнольдом снял «Любовников» (1999) и «Слишком много плоти» (2000), тоже вышла история о запретной страсти — «Перевод с американского» (American Translation), про девушку и убийцу, как обычно у этого тандема — с большим количеством обнаженной натуры.
Вацлав Гавел, который был драматургом, диссидентом, президентом Чехословакии (1989-1992) и Чехии (1993-2003), впервые попробовал себя в кинорежиссуре: он представит в конкурсе ММКФ свой «Уход» (Odchazeni) — слегка абсурдистскую пародию на Чехова, в центре которой — фигура канцлера, вынужденного подать в отставку после долгих лет на посту и вывозящего имущество с правительственной виллы.
Жюри
Председателем будет Джеральдина Чаплин, 66-летняя дочь Чарли Чаплина и внучка Юджина О`Нила. В восьмилетнем возрасте она снималась у отца в «Огнях рампы», когда подросла, появилась у него в «Графине из Гонконга», впоследствии играла Тоню в «Докторе Живаго» Дэвида Лина (1965) и Катерину в «Поговори с ней» Педро Альмодовара (2003).
Компанию ей составят четыре режиссера — россиянин Николай Досталь («Маленький гигант большого секса», «Петя по дороге в царствие небесное»), израильтянин Амос Гитаи, венгр Карой Макк и испанец Хавьер Мартин-Домингес, возглавляющий международный кинофестиваль в Севилье. Он заменил ранее заявленного мексиканца Артуро Рипштейна, который приехать не смог.
Документальный конкурс
В этом году на ММКФ появляется отдельный документальный конкурс — когда-то такое уже было на фестивале, 22 года назад эту дисциплину отменили. Теперь на документального «Святого Георгия» претендуют семь картин, которые будет судить жюри во главе с британским режиссером Майклом Апстедом.
В частности, покажут международную версию фильма «Счастливые люди: год в тайге» (Happy People: A Year in the Taiga). История у него такая: режиссер Дмитрий Васюков после перестройки занялся рекламой, потом увлекся рыбной ловлей, придумал телепрограмму «Диалоги о рыбалке», потом поехал в сибирскую тайгу снимать фильм о рыбаках — а в результате провел год в селе Бахта на Енисее и сделал четырехсерийный сериал, получивший в 2008 году российскую доументальную премию «Лавровая ветвь», но в прокат не попавший. Зато, благодаря знакомству Васюкова с Тимуром Бекмамбетовым, фильм увидел Вернер Херцог, который решил сделать новый, полуторачасовой вариант для западного зрителя. Прославленный немец перемонтировал материал по-своему, переозвучил все диалоги — и вот теперь привез картину в Москву.
Экс-бизнесмен, а ныне — военный фотограф, оператор и режиссер Данфунг Деннис (Danfung Dennis) снял историю боя, ранения и восстановления 25-летнего американского сержанта в Афганистане, которую назвал «В ад и обратно» (Hell and Back Again, 2008),
Лауреат многих премий, австриец Николаус Гейерхальтер (Nikolaus Geyrhalter) покажет историю про ночные города под названием «Вечерняя земля» (Abendland, 2010)
Тележурналистка Джемма Атвал (Gemma Atwal) в «Марафонце» (Marathon Boy, 2010) рассказывает про мальчика по имени Будия Сингх, который родился в трущобах и там бы и умер, если бы тренер по дзюдо не разглядел в нем спортивный потенциал: к четырем годам Будия победил в нескольких марафонах и превратился в национального кумира.
Про взрослых спортсменов кино тоже будет: уроженец Лондона Азиф Кападия (Asif Kapadia) снял фильм про главного гонщика восьмидесятых, бразильца Сенну (Senna, 2010). Фигурирует среди персонажей и экс-спортсмен: главный герой литовца Аудрюса Стониса (Audrius Stonys) из фильма «Рамин» (Ramin, 2011) когда-то был чемпионом по вольной борьбе. Теперь ему 75, и он через всю страну едет на могилу матери .
Наконец, два чеха, Филип Ремунда (Filip Remunda) и Вит Клусак (Vit Klusаk), сделали кино на чрезвычайно актуальную в нашей стране тему — о борьбе против установки американских ракет ПВО в Чехии. Только в фильме «Чешский мир» (Czech Peace) против планов США выступает не министр иностранных дел, а мэр городка с населением 80 человек.
Кино для зрителей
Основной интерес ММКФ в последние годы представляют не конкурсные фильмы, а всевозможные параллельные программы, разбросанные по городу. В кинотеатре «Пионер» покажут все произведения венгерского классика Белы Тарра, а в «Октябре» — ретроспективу Вернера Херцога из 12 фильмов, отобранных им самим. Помимо классических «Фицкарральдо» и «Агирре, гнев божий», режиссер привезет участвовавшую в Берлинале «Пещеру забытых снов», где новомодная технология 3D использована для рассказа о доисторических наскальных росписях. Всего в посвященной Херцогу программе «Искатель приключений» 12 фильмов, включая классические «Фицкарральдо» и «Агирре, гнев божий».
Покажут в Москве и кое-что из каннской программы: помимо «Меланхолии» Ларса фон Триера, которая и без того выходит в прокат 7 июля, будет «Артист» (The Artist), Мишеля Хазанавичуса — история звезды немого кино, актера, который не может приспособиться к звуковым фильмам. Жану Дюжардану, который его сыграл, в итоге досталась «Пальмовая ветвь» за лучшую мужскую роль. «Однажды в Анатолии» (Once Upon a Time in Anatolia) турецкого режиссера Нури Бильге Джейлана, трехчасовой экзистенциальный триллер, где полиция и преступник ищут закопанный неизвестно где труп, получил в Канне гран-при. Фильм «У нас есть папа» (Habemus Papam), где Мишель Пикколи изображает нерешительного кардинала, избранного в понтифики, а режиссер Нанни Моретти — его психоаналитика, призов не удостоился, однако критиками тоже был отмечен.
Обещают также обширную итальянскую программу, посвященную перекрестному году, с гала-премьерой «Валланцаски» (Vallanzasca — Gli angeli del male) Микеле Плачидо, отдельную секцию «Сделано в Испании» и еще множество разнообразных программ, в которых попадаются и эксперименты вроде гонконгского «Секс и Дзен 3D: Экстремальный экстаз» (3-D Sex and Zen: Extreme Ecstasy). Впрочем, на этот фильм в России тоже приобретены прокатные права.
Кино для продюсеров
В этом году деловая программа фестиваля состоит сразу из трех частей, причем все три раза внимание будет сосредоточено на налаживании взаимодействия между отечественной киноиндустрии и западными финансами — как бокс-офисом, так и инвестициями. В пятницу, 24 июня, состоится Международный форум финансирования киноиндустрии, в котором участвуют важные международные продюсеры, в воскресенье, 26 июня, — конференция «Перезагрузка системы международного продвижения русского кино» под председательством Константина Эрнста, а в понедельник, 27 июня, — Moscow Business Square, кинорынок, организованный совместно фестивалем и федеральным Фондом поддержки кино. Там планируется устроить Форум копродукций, включающий в себя 18 проектов из России, стран бывшего СССР и Европы, круглый стол, посвященный российско-итальянским совместным киновозможностям, и мастер-класс создателей фильма «Птицы» Жака Перрена и Жака Клюзо.
Оставить комментарий