Александр Лукашенко готов закрыть границы Белоруссии, чтобы административными мерами прекратить развитие в стране жестокого экономического кризиса. Об этом он заявил в пятницу на своей ежегодной пятичасовой пресс-конференции, рассказав попутно, что кризиса в стране нет, долларов в обменниках не будет долго, а до конца структурных реформ в экономике его современники вряд ли доживут, поэтому и начинать их не стоит.
Александр Лукашенко выбрал план действий на случай тотальной экономической катастрофы в стране – опора на собственные силы, по аналогии с Северной Кореей. Об этом он рассказал на прошедшей в пятницу ежегодной пресс-конференции для журналистов белорусских государственных СМИ.
«Если вообще будет катастрофа, мы вообще закроем границы и будем покупать по импорту только то, что нам надо. Но одеться и поесть у нас есть на что.
Несколько месяцев – и мы выйдем из этой ситуации», – обнадежил страну президент.
Кризис не повод искать заступничества у сильных соседей, заявил он. В состав России или Евросоюза Белоруссия в обозримом будущем не войдет, даже в обмен на «смоленскую цену на газ», пообещал он: «Вы можете входить в состав любого государства или в Евросоюз, но без меня. Мы выбрали такой путь. Есть другой путь? Идите, но без меня».
Спешка ни к чему, экономического кризиса в Белоруссии нет, продолжил Лукашенко психотерапию. Есть только паника и ажиотаж, но поддаваться им нельзя: это даст повод для злорадства недругам белорусской экономической модели. «Что сегодня пишут о нас газеты? Между строк читается радость: «Наконец-то белорусская модель социально-экономического развития рухнула». Никуда не рухнула! – торжествующе заявил Лукашенко. – Уже по периметру стоят и щелкают зубами, и ждут – быстрей бы мы упали». Но этого не будет, пообещал он, не уточнив почему.
Президент Белоруссии готов провести структурную реформу экономики республики, но только за деньги, причем чужие. «Я могу изменить структуру нашей экономики, но дайте мне триллион долларов. Триллион как минимум», – посчитал Лукашенко.
Даже если найти деньги и решиться на реформы, результатов ждать придется очень долго – «нашей жизни не хватит».
Поэтому лучше, «ничего не уничтожая, идти вперед, а если кто-то знает иной путь, пускай предложит… (предлагают) люди, которые вообще ничего не знают в экономике, в частности в белорусской экономике».
Новых шоковых решений пока не будет, пообещал Лукашенко. «Я жду информации, статистической отчетности за первое полугодие, чтобы сделать выводы и более жесткие шаги делать. Сейчас их нет, потому что не хватает информации», – цитирует белорусского руководителя агентство «Интерфакс-Запад».
Дефицит валюты и обвал курса белорусского рубля, который заставил белорусов скупать все, что только есть в магазинах, вызван желанием накупить иномарок прежде, чем будут введены новые, общие для стран Таможенного союза ввозные пошлины. Поддерживать спекулянтов не будем, пообещал президент. Долларов, которые давно закончились в обменных пунктах, и дальше не предвидится, пообещал Лукашенко, «пока кто-то не принесет». Но и официальный курс государство больше менять не будет: он и так уже завышенный. Валюту будут выделять только тем производителям, которые выпускают жизненно необходимые товары на основе импортного сырья – сигареты, например.
«Если ещё табака не будет – то курильщики выйдут на площадь. Водка, табак, хлеб – это тоже необходимое. Никто не может обойтись, к сожалению, без табака и водки», – признал Лукашенко.
Впрочем, президент уверен, что белорусы будут «жить нормально» и после девальвации, хотя уже и «без такого размаха». Он призвал соотечественников умерить аппетиты во всем, особенно досталось расточительным пенсионерам, которым Лукашенко, тем не менее, посулил осенью поднять пенсии. Тем «заслуженным пенсионерам, которым в магазине не хватило свиной шеи» и они пожаловались на дефицит в газеты, Лукашенко посоветовал есть что-нибудь другое.
«Как будто у свиньи нет других органов», – возмутился он.
Бензин тоже надо экономить, ответил Лукашенко на жалобу, что два бака бензина, месячный минимум, обойдутся теперь в 2 млн рублей. Два бака – это 1000 км, такие далекие путешествия пенсионерам ни к чему, отрезал президент.
Пресс-конференция продолжалась пять часов. Восемьдесят процентов времени Лукашенко говорил про экономику, подсчитал белорусский политолог Константин Безов. «Сейчас белорусское правительство лихорадочно ищет, какие из госпредприятий можно продать, чтобы пополнить пустой бюджет, остановить обвал цен и обесценивание зарплат, – рассуждает он. –
Расклад простой: есть зарплаты, есть социальные выплаты – есть поддержка власти населением. Падают зарплаты в долларовом выражении – и уже не оппозиционеры людей на площадь выводят, а выходят сами люди, причем совершенно аполитичные».
Неделю назад в Минске автомобилисты, протестуя против роста цен на бензин, перекрыли движение на главной улице, напоминает он, протесты были и на белорусской границе.
Белоруссия – страна транзитная в силу своего европейского расположения, отмечает политический обозреватель Виктор Демидов, об этом любит говорить сам президент. «Белоруссия естественным образом является перекрестком путей восток-запад (Россия – Европа) и север-юг (Балтика – Черное море). Как себе Лукашенко представляет закрытие страны в таких условиях – я не знаю», – недоумевает Демидов.
Оставить комментарий